Река Вишера —левый приток реки Камы (впадает в Вишерский залив Камского водохранилища)- несет свои прозрачные воды на протяжении 415 км по северной тайге в Пермском крае. В рейтинге рек Пермского края по длине занимает пятую позицию, уступая р.Каме (1805 км), р.Чусовая (592 км), р.Сылва (493 км) и своему правому притоку р.Колва (460 км).
Вишера - живописнейшая река всего Урала берет начало на границе Пермского края, республики Коми и Свердловской области в верхнем течении является типичной горной рекой с наличием порогов и перекатов. Специалисты подсчитали, что Вишера в месте слияний с великой Уральской рекой – Камой является более полноводной. Основными притоками считаются р.Колва, р.Язьва, р.Улс, р.Велс.
Если у Вас нет разрешения на посещение заповедника Вишерский, то сплав можно начитать от самой границы заповедника от так называемого «71 квартала». Здесь Вишера встретит Вас прозрачной, холодной, чистейшей водой пить которую можно прямо из реки, т.к. выше по течению нет жилых поселков, а только кордоны заповедника. На другом берегу на расстоянии 7 км. прямо напротив Вас расположился могучий Чувал (высота 920м).
Если Вы располагаете запасом по времени, то для его покорения рекомендуется переправится на противоположный берег через 7 км от начала сплава.
Начиная сплав обязательно бросьте свой взгляд вверх по течению реки на восток в сторону заповедника и Вашему взору откроется вид на высшую точку Пермского края - гора Тулымский камень (высота 1469м). По прямой до г.Тулымский камень 25 км.
Наслаждаться питьевой Вишерской водой можно до ближайшего жилого поселка на р.Вишера – Велс, но это еще около 30 км. сплава. А до следующего поселка в который ходит рейсовый автобус – Вая еще 45 км.
Маршрут сплава: 71квартал - г.Красновишерск.
Расстояние трансфера до точки старта: 500 км (из центра г.Перми).
Сплавные средства: Катамаран-4(Басег), Лодка моторно-гребная Smart-310.
Расчетное время сплава: 7 полных дней.
Количество участников: 4 мужчины.
Заброска: Легковой автомобиль до г.Красновишерска.
Трансфер туда: от г.Красновишерск до 71 квартала - УАЗ.
Трансфер обратно: г.Красновишерск - г.Пермь - легковой автомобиль.
Заброска.
Старт из центра г.Перми 28 июля 2007г. (суббота) в 7.00. Проезжаем населенные пункты: Полазна, Березники, Соликамск (заправка бензином), Красновишерск. Время в пути 5 часов, расстояние - около 330 км. Покрытие дороги асфальт. На последнем участке дороги около 50 км идут строительные работы дорога разбита – большие канавы и рытвины. В г.Красновишерск обед в кафе напротив автотранспортного предприятия. Кафе для данного населенного пункта вполне приличное - никто не отравился, цены особо не кусаются при заказе: салат, первое, второе и чай - около 150 рублей на человека. В магазине покупаем свежего хлеба (5 булок), хлеб какой-то другой – особенно вкусный – деревенский: одну булку съедаем сразу полностью не смотря на то, что только, что пообедали.К 13.00 подъезжаем к автотранспортному предприятию на котором заказали трансфер, минут через 15-20 подают автомобиль. Перегружаемся, оставляем свой автомобиль на стоянке на этом же автопредприятие (все как положено выписываю приходный ордер). В 14.00 отправляемся дальше в путь. Один человек садиться в кабину с водителем, трое в тентованный кунг вместе со снаряжением, в кунге имеются мета для пассажиров. Где-то через 10 км асфальтовое покрытие заканчивается и начинается грунтовка, водитель просто какой-то гонщик, да и автомобиль все же военный несется на скорости 50-60, а парой и 70 км в час по дороге, на которой бы далеко не каждый отважился бы выжимать и 30 км в час. Трясет сильно, стараемся меняться местами. К сожалению, так как основная масса три человека были в кунге, а пассажиру рядом с водителем приходиться обеими руками за что-нибудь обязательно держаться, т.к. иначе можно покалечится, ударившись о кабину, рассматривать открывающиеся красоты по пути к месту сплава не удается. Остались не уведенными красоты северной природы Урала: гора «Помяненный камень» (780м над уровнем моря), что около населенного пункта Волынка в 35 км. от г.Красновишерск, величественный вид на Тулымский камень - после парома в поселке Вая.До парома в поселке Вая (100 км от г.Красновишерск) добрались за 3 часа - Ура небольшой перерыв, пока переправляемся на пароме на правую сторону Вишеры делаются первые снимки красавицы Вишеры – «Красота!!!». Высказываю слова самой высокой благодарности в адрес тех людей, кто изобрел фотоаппарат и в адрес тех, кто постоянно его совершенствует. Сколько раз эти снимки еще будут пересматриваться и сколько еще раз будут в них всматриваться, разглядывая завораживающие пейзажи Уральской природы, с желанием еще раз вернуться сюда для того, чтобы получить заряд самых положительных эмоций.После парома дорога постепенно ухудшается, но все еще остается проезжей даже для легковых автомобилей. После отворота на поселок Велс (Велс на право, а нам надо прямо) дорога практически переходит в лесную просеку с большим количеством мелких бродов и канав. Дорога мгновенно становиться проезжей только для автомобилей повышенной проходимости. Наш водитель еще не один раз доказывает свой профессионализм перескакивая через множественные канавы и мелкие броды. Всего один раз машина остановился для того, чтобы внимательнее рассмотреть брод на огромной луже. Преодолев отрезок в 150-160 км (от г.Красновишерск до 71 квартала) мы с помощью суперводителя через 5 часов к 19.00 прибываем на 71 квартал - на точку начала сплава. Итого весь путь от Перми до места начала сплава преодолели за 12 часов.
День 1-ый. 29 июля.
Встали особо не торопясь, хорошо выспались. Спокойно не спеша собрали катамаран, лодку, закрепили мотор на лодке. Пока собирались утром подъехали еще несколько групп на двух машинах: на Урале и на буханке. Первая группа из 4-х человек – собрались подниматься вверх по течению до Тулымского камня (около 30 км) у них в качестве сплавного средства выступала большая надувная лодка с мощным 30-сильным мотором. Вторая группа переправилась на противоположный берег и целью посетить Чувал. Третья из 5-ти человек пошла сразу сплавом, как потом выяснилось они стали нашими постоянными попутчиками – мы вместе шли с ними до г.Красновишерск, на паре стоянок даже вставали одним лагерем. В первый день прошли около 25 км. и встали лагерем где-то за 7км до поселка Велс около острова Большой Медвежий. Все дальнейшие дни шли приблизительно по одному плану: утром хороший завтрак, далее отплытие около 12 часов, 7 часов сплава, вечером на стоянку около -7 часов вечера, ужин и отдых. За день проходили в первые два дня по 25 км, в последующие дни около 35 км.
День 2-ой. 30 июля.
К часу дня прибыли к поселку Велс. Поднялись на Велсовские скалы, посетили Велсовскую Пещеру (длина около 220 метров). В поселке имеется довольно приличный продуктовый магазин. У местных ребят купили слабосоленого хариуса по цене 150 рублей за кг. Тут же вместе с приветливыми местными ребятишками всю и съели – очень вкусная рыба. Из разговоров с местными узнали, что в поселке сейчас проживает около 300 человек, у ранее были времена когда проживало до 1500 человек. Электричество получается с помощью дизель-генератора, который стоит на берегу реки и разносит очень не привычный для этих тихих мест шум. Выдали из своих запасов приветливым ребятишкам девочке и пацану по шоколадке и поплыли дальше. На стоянку встали где-то посередине между поселком Велс и Вая около острова Дорожный.
День 3-ий. 31 июля.
Первая крупная скала – Ветряной камень (высота около 80 метров) появляется за 2 км до поселка Вая. Остановились прямо под скалой и конечно же забрались на самую вершину любоваться открывающимися видами. Проплыли возле поселка Вая, поселок показался совсем не таким дружелюбным как Велс, несколько раз пытались купить рыбу у местных жителей, но ничего у нас здесь в отличие от Велса не получилось. На берег высаживаться не стали проплыли дальше возле уже известного нам парома и остановились на стоянку через 8 км у островов Гостиновские на правом берегу - 85 км сплава.
День 4-ый. 1 августа.
Встали к вечеру у скалы Писаный Камень. 116 км. сплава. Лагерь разбили практически вместе с другой группой с которой шли с 71 квартала (5 человек). Совместно с другой группой купили 3-кг свежей рыбы – Хариуса – это была минимальная партия рыбы которую продавал рыбак. К этому моменту мотор у нас был переставлен на катамаран, а мы вдвоем на лодке не удержались и сходили к Писанному камню. На обратном пути от Писанного камня к месту стоянки почувствовали, что значит грести против течения, но справились.
День 5-ый. 2 августа.
После завтрака восхождение на скалу Писанный камень (высота камня над уровнем реки около 100 метров). Вид который открывается с вершины камня просто не возможно полностью описать словами. Вид неописуемой красоты, он просто завораживает. Это пожалуй самое красивое место на реке Вишера по виду пейзажа, который открывается с вершины скалы, с этого места просто не хочется уходить. И пожалуй одно из красивейших мест в Пермском крае. Вечером встали на стоянку на левом берегу прямо напротив у скал Столбы. 140 км сплава. Столбы - скалы не такие высокие – около 40 метров над уровнем реки, но тоже красивые.
День 6-ой. 3 августа.
Совершили не сложный подъем на скалы Столбы. Вечернюю стоянку сделали за деревней Заговоруха напротив скалы Говорливый камень (высота около 70 метров). 175 км сплава. Лагерь вновь разбили вместе с группой наших попутчиков. Когда мы их опережали днем на реке они нам пообещали вечером накормить нас вкуснейшим борщом. Обещание сдержали - борщ действительно оказался вкусным не смотря на то, что и был нам подан уже после нашего основного ужина.
День 7-ой. 4 августа.
Сплав до скалы камень Ветлан. Подъем на скалу. И еще 6км сплава до г.Красновишерск. 20 минут пешком по городу до автотранспортного предприятия. Сборы. Отъезд около 7 вечера из г. Красновишерск.